На главную   Карта сайта   Написать письмо
Шахты

Главная / Новости / Статьи о картинге /

07 Ноябрь 2007 г.

Секреты скорости

Многие гонщики рано или поздно сталкиваются с такой ситуацией, когда результат слоем упирается в стену и не желает больше улучшаться. Возможности доработки автомобиля исчерпаны, поиск более оптимальных настроек не приносит желаемых плодов. Что делать? Дальнейшие резервы роста кроются только в самом пилоте, в его психологии и стратегии мышления. Сегодня ведущие гоночные команды уделяют ментальным возможностям гонщика ничуть не меньше внимания, чем подготовке в настройке техники. Об этом и поговорим.

Вспомним случай, когда на Гран При Монако 1988 года Айртон Сенна ехал и просто творил чудеса. Когда его отрыв от ближайшего преследователя достиг почти минуты, из боксов стали передавать требования снизить темп, на которые Сенна не реагировал до определённого момента. Когда он подчинился буквально через круг он врезался в отбойник! Гонка для Сенны была закончена.

Сенна позже объяснил это так. Ему удалось максимально использовать потенциал вождения на подсознательном уровне. Все получалось отлично, а зрителям казалось что законы гравитации просто перестали действовать. Со стороны казалось, что машина Сенны не подчиняется законам гравитации: он использовал буквально каждый миллиметр ширины трассы - при этом болид будто летел, едва касаясь шинами покрытия трассы. Как только он вышел из этого состояния- произошло столкновение.

Какой вывод можем сделать мы?

Надо стараться автоматически управлять автомобилем. Но для этого действия гонщика должны быть запрограммированы. Гонщик, психомоторными реакциями которого управляет тщательно запрограммированный мозг, будет непобедим. Он окажется намного быстрее любого, кто хоть немного раздумывает над своими действиями - по той простой причине, что передача информации напрямую всегда значительно быстрее. Великого гонщика от просто хорошего отличает способность его мозга собрать и обрабатывать огромное количество динамической, то есть постоянно меняющейся, информации, МИНУЯ СОЗНАНИЕ. Эту способность можно развить.

Первое и главное- это тренировки. Нужно научиться не повторять одни и те же ошибки. Цель тренировок - попробовать различные варианты, отобрать самые дачные и запрограммировать их. А то, что не работает, - ошибочные программы - отсеять. Помните, тренировки - это программирование, и тогда гонки будут получаться сами, на базе заложенных ранее программ. Тренироваться надо на таком уровне интенсивности, как будто это гонка а не тренировка.

Начнём с простых вещей- с развития визуальной памяти. Переходя от поворота к повороту, пилот должен внимательно смотреть и запоминать, как едут лидеры в его или других классах. Даже сидя перед телевизором во время трансляции гонок Формулы-1, можно получать немало ценной информации. Нужно изучать и буквально впитывать стиль вождения лидеров, представляя себя на их месте.

Фокусировка внимания. Фокусировать внимание нужно только на той точке, где вы хотите оказаться. Причем точка фокусировки вашего взгляда должна быть как можно дальше. Подходя к повороту и начиная тормозить, нужно смотреть на апекс поворота. Закончив торможение и входя в поворот - на то место, где вы хотите оказаться на выходе. Каждый день при езде по городу приучайте себя смотреть только туда, куда хотите направить автомобиль, - это должно стать автоматической привычкой. Затем можно усложнить задачу и потренироваться в развитии многоцелевого внимания. Делая то же самое, успевайте периферийным зрением прочесть и запомнить рекламный щит до мельчайших подробностей. Заставьте себя слушать песню и одновременно читать сложный текст, не упуская ни одного слова. Точно так же, как можно сфокусировать взгляд, можно сфокусировать мысли и внимание. Ментальная фокусировка - важнейшая составляющая мастерства.

Нужно не стараться что-то сделать, а делать это! Важна внутренняя установка, при чём она должна быть положительной!

Что говорят профи?

  • Айртон Сенна: "Иногда я ловил себя на том, что пытаюсь побить чьи-то достижения, но со временем пришел к выводу, что всегда лучше стараться превзойти самого себя". Концентрироваться надо только на собственном выступлении, не обращая внимания на результаты соперников. Вообще не стоит работать "на результат". Ваше выступление зависит только от вас.
  • Пятикратный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио: "Ты всегда должен верить, что станешь лучшим, но никогда нельзя верить, что ты им стал". Сконцентрируйтесь на езде, постарайтесь ехать свободно, без оглядки на время, получите удовольствие, в конце концов. И отличный результат не заставит себя ждать.

Никогда не думайте о неудачах и их последствиях, мыслите позитивно и думать только о своём выступлении, а не о победе!!! Тогда шансы выиграть гонку увеличатся.